Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Благовещенский психоневрологический интернат Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

Благовещенский психоневрологический интернат

Реабилитационная работа

Реабилитация — это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Сущность реабилитации — не только в восстановлении здоровья, но и в создании возможностей для социального функционирования в обществе.

Различают следующие виды реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию нарушений, утраченных функций организма (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, психотерапия, физиотерапия, лечебная физкультура и т. д.). Для полноценного медицинского обеспечения получателей социальных услуг в интернате функционируют:

  • процедурный кабинет;
  • перевязочный кабинет;
  • кабинет физиотерапии;
  • стоматологический кабинет;
  • зал ЛФК.

2. Социально-средовая реабилитация направлена на создание оптимальной среды жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных социальных связей.

3. Социально-бытовая реабилитация включает в себя:

  • социально-бытовую ориентацию (процесс ознакомления инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения и содержания);
  • социально-бытовое образование (восстановление, обучение или формирование навыков пользования приборами, оборудованием социально-бытового назначения, обучение навыкам хозяйственно-бытовой деятельности);
  • социально-бытовую адаптацию (процесс и результат приспособления к условиям ближайшего социума);
  • трудовую и профессиональную реабилитацию, которые направлены на профориентацию, трудовое и профессиональное обучение и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией и личными склонностями инвалида.

Благовещенский психоневрологический интернат — это государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с психическими хроническими заболеваниями, которые нуждаются в постоянном уходе.

Граждане, проживающие в нашем учреждении, — это пожилые люди и молодые инвалиды Ι и ΙΙ групп, страдающие психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений. Получатели социальных услуг интерната нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению.

Психоневрологический интернат в отличие от психиатрической больницы имеет существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этом учреждении, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга. Очевидно, что существенная роль отводится бытовому устройству получателей, созданию для них комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи, стоящие перед коллективом интерната:

  • создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;
  • организация ухода за получателями, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;
  • организация посильной трудовой занятости получателей.

В соответствии с основными задачами коллектив учреждения осуществляет:

  • активное содействие в адаптации получателей к новым условиям;
  • бытовое устройство, обеспечивая получателей благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
  • организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;
  • диспансеризацию и лечение, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;
  • обеспечение нуждающихся слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и креслами-колясками;
  • организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни, в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Всех инвалидов, постоянно проживающих в Благовещенском психоневрологическом интернате, исходя из критерия уровня их социальной активности, можно условно разделить на три группы:

  • низкий уровень, который предусматривает обучение получателей самостоятельному приему пищи, гигиеническим навыкам, навыкам по самообслуживанию. Эта работа проводится с целью развития восприятия, воображения, моторики и предотвращения деградации имеющихся навыков.
  • средний уровень, предполагающий проведение системы мероприятий, направленных на активацию имеющихся и выработку новых социально-бытовых навыков и трудовых установок. При этом ставятся следующие цели: сохранение и обязательное применение санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, выработка трудовых установок и усвоение элементарных трудовых операций, социальная адаптация в условиях интерната.
  • высокий уровень социальной активности, который позволяет вырабатывать социально-трудовые, культурно-бытовые навыки и знания в необходимом объеме. Основными задачами реабилитационной работы с данной группой являются: формирование системы морально-нравственных ориентиров, расширение представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков, ориентировка в сферах общественной жизни.

Социально-трудовая реабилитация

Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство.

Трудовая занятость — необходимость занятия получателей трудом. Как правило, связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяет получателям вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке.

Трудовая терапия — это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление. Трудовая терапия выступает как лечебный фактор: способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций, нормализации общих физиологических параметров организма, улучшению психологического состояния.

Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате — это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда.

Обучение в интернате производится по следующим специальностям: дворник, грузчик, садовод, санитарка-уборщица и другие. Содержание каждой программы включает знание об инвентаре, рабочей одежде, назначении специального оборудования, правилах его использования, овладение конкретными профессиональными навыками. Трудовое обучение является важным звеном реабилитационного процесса.

Трудовое устройство — система организационно-правовых мер, содействующих восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивающих использование их на работе. На штатных должностях в нашем интернате трудоустроено 4 получателя социальных услуг.

Проживающие в интернате получатели работают подсобными рабочими, занимаются уборкой и озеленением территории интерната, являются уборщиками служебных помещений. Необходимо отметить, что трудовая деятельность для людей с ограниченными умственными возможностями является средством компенсации нарушений, а также влияет на поведение человека: улучшается ориентировка в пространстве и речевые функции, повышается четкость и осмысленность восприятия изображения, формируется самостоятельность и ответственность.

Анималтерапия

Термином анималтерапия называют терапию с помощью животных. Ученые еще много лет назад выявили благотворное действие на человека общения с животными.

Основными целями применения анималтерапии в практике реабилитационных мероприятий для лиц с ограниченными умственными возможностями являются:

  • адаптация и реабилитация инвалидов;
  • содействие всестороннему гармоничному развитию лиц с ограниченными возможностями;
  • коррекция и развитие моторной, познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер;
  • повышение социального статуса путем включения в общественно-полезную деятельность.

В нашем интернате в рамках анималтерапии с 2014 года функционирует крольчатник. Получатели социальных услуг ухаживают за кроликами, организуют кормление, наблюдают за их ростом и развитием.

В рамках иппотерапии наши получатели посещают конно-спортивный клуб, где учатся ухаживать за лошадьми, совершают конные поездки.

Также в отделениях интерната имеются аквариумы с рыбками.

Гарденотерапия

Гардено- (или садовая) терапия — это реабилитационный процесс, направленный на физическую и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями посредством активного и/или пассивного взаимодействия с растениями.

В рамках осуществления гарденотерапии ведется постоянная работа по благоустройству территории интерната совместно с получателями. Клумбы, оформленные сотрудниками вместе с получателями, регулярно отмечаются за оригинальность на смотрах-конкурсах по благоустройству территории среди интернатов. В октябре 2016 года в республиканском конкурсе социального проекта «Урожайная грядка» в номинации «Лучший цветник» наш интернат занял 1 место и был отмечен грамотой Союза садоводов Башкирии.

В качестве результатов внедрения гарденотерапии можно отметить снижение у получателей выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций, повышение концентрации и устойчивости внимания, развитие творческой активности и коммуникативных навыков взаимодействия с другими людьми, стабилизация эмоционального фона. 

Арттерапия

Целью арттерапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

В рамках реабилитационной деятельности в интернате реализуются следующие виды арттерапии:

Изотерапия — воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Кроме того, изотворчество способствуют поднятию общего жизненного тонуса.

Музыкотерапия и музыкальная релаксация — лечебное воздействие посредством музыки, проявляющееся в регулировании психовегетативных процессов, повышение социальной активности, активизация творческих проявлений.

Танцетерапия — творческая двигательная деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций.

Наиболее распространенными среди получателей интерната видами творческой активности являются рисование, вязание, бисероплетение, лепка. Отметим, что вязание, рисование, выполнение различных поделок позволяет человеку с ограниченными способностями расслабиться, успокоиться даже на физиологическом уровне. 

Социокультурная реабилитация 

Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов включают в себя подготовку и проведение концертов художественной самодеятельности, вернисажей, выставок изобразительного творчества инвалидов, занятия вокалом, ремеслами, рисованием, танцами и другими видами искусства и творческой деятельностью.

Социально-культурные реабилитационные мероприятия представлены активными и пассивными формами. Пассивный досуг — это просмотр телепередач, прослушивание музыки и т. п., активные формы — это занятия рукоделием, рисованием, оригами, лепкой, участие в художественной самодеятельности, праздниках.

В 2016 году наши получатели социальных услуг принимали участие во многих культурно-массовых мероприятиях, в том числе зонального и республиканского маштабов:

  • участие в зональном конкурсе эстрадно-разговорного жанра «Художественное слово», посвящённом Году литературы: команда Благовещенского ПНИ была удостоена диплома «Лучшее представление сценического образа».
  • участие в зональном культурно-массовом мероприятии «Праздник снега»: команда была удостоена диплома в номинации «Зимние забавы».
  • участие в зональном конкурсе «А ну-ка, парни»: удостоена номинации «Энергия и стиль».
  • участие в зональном культурно-массовом мероприятии «Весенняя капель»: в результате команда Благовещенского ПНИ была награждена дипломом победителя в номинации «Жаворонок».
  • участие в республиканском фестивале художественной самодеятельности «Многоцветие талантов»: участники получили номинацию «Лучший творческий подход».

В качестве результатов реализации социокультурной реабилитации можно отметить следующее: у проживающих расширяется кругозор и коммуникативное пространство, повышается творческий потенциал, формируется и поддерживается позитивное отношение к жизни, приобретаются новые знания, умения, социально значимые навыки и опыт. 

Физкультурно-оздоровительное направление реабилитации

Осуществляя реабилитацию инвалидов методами физической культуры и спорта, системно реализуются следующие задачи: коррекция и компенсация нарушений физического развития; формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности инвалидов; развитие чувства темпа и ритма, координации движений.

Наши получатели участвуют в соревнованиях по доступным видам спорта, причем, как на своей территории, так и вне её. Так, в 2016 году наши спортсмены приняли активное участие в спортивных мероприятиях зонального и республиканского масштабов и показали хорошие результаты:

  • участие в республиканском зимнем фестивале спорта среди получателей социальных услуг государственных бюджетных стационарных учреждений: 2-е место в соревнованиях по скандинавской ходьбе.
  • участие в зональном шахматно-шашечном турнире: 1 и 2 место в личном зачете.
  • участие в Республиканском культурно-спортивный фестивале «Радуга Урала — 2016» — 1 место в общекомандном зачете.
  • участие в Республиканской летней Спартакиаде среди получателей социальных услуг, проживающих в стационарных учреждениях, находящихся в ведении Республики Башкортостан- 1 место среди мужских команд.
  • участие в Республиканском чемпионате XXV Спартакиады клуба инвалидов «Идель» по шашкам.
  • участие в районных спортивных состязаниях, посвященных Международному дню инвалидов: состязания по дартсу, броску мяча в корзину и шашкам — 1 и 2 места.

Для тех, кому обычные виды спорта не доступны в силу физического состояния здоровья, проводятся занятия ЛФК.

Важно подчеркнуть, что, привлекая получателей социальных услуг к занятиям физическими упражнениями и спортом, восстанавливается утраченный контакт с окружающим миром. Систематические физкультурные занятия, тренировки, выезды и участие в соревнованиях являются стимулирующим фактором, формирующим чувство гордости за себя и свой интернат. Своим примером призёры соревнований привлекают и других получателей к занятиям физической культурой.

Организация физкультурно-спортивных занятий и участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие получателей, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.  

Обновлено 10 января 2017 Версия для печати
Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Может ли гражданин отказаться от получения социальных услуг?

Посмотреть ответ